Форум » Bollywood\'s life » Индийский танец » Ответить

Индийский танец

Алёнка: Между главными стилями расположен бесконечно широкий и разнообразный спектр танцевальных стилей. Сюда входят и храмовые танцы, и танцы отдельных народностей и племен, и даже танцы отдельных деревень. Из года в год расширяется репертуар, показываемый, в дни всеиндийских фестивалей танца. В День Республики Индии, 26 января, большие города страны соревнуютя за честь предоставить свои сценические площадки группам исполнителей.

Ответов - 18, стр: 1 2 All

Алёнка: Бхарат-натьям. Сейчас в Индии самые широкие круги общественности знают, ценят и любят древние традиционные формы танцев, которые в течение долгих веков были достоянием храмов или дворов феодальных владык. Где-то в темной глубине тысячелетий теряются истоки танца бхарат-натьям - "индийского танца". Он связан с поклоненим богу Шиве и исполнять его должны были, по традиции, только посвященные в храмы девушки, именуемые девадаси, то есть "рабыни бога". Это был танец-молитва, танец - разговор с богом, и каждое движение танцовщицы, изменение положения рук и пальцев, каждое движение головы, каждая поза - все в нем имеет четкий смысл и определенное значение. Эти молчаливые речи, воплощенные в безупречную пластику, совершенствовались и обогащались в течение неисчислимого количества веков. В каждом храме Шивы были свои группы девадаси.Девочка проходила обряд посвящения в 7 - 8 лет, а иногда и раньше, и с этого момента для не начиналась жизнь танцовщицы. День за днем, год за годом она начинала свой урок с того, что преклонялась перед изваянием Шивы-Натараджи, а потом часами отрабатывала с учителем сложнейшую технику танца. Этот танец могли видетьтолько жрецы и молящиеся, да еще члены той же касты,к которой пренадлежала танцовщица - касты девадаси. Старшие женщины этой касты, уже завершившие путь танцовщиц бога, прислуживали молодым, а мужчины были музыкантами, изготовителями музыкальных инструментов, прислужниками в храмах. Шли столетия, не меняя и не задевая этого давнего порядка вещей. Ивот в свободной Индии это великое национальное искусство вырвалось из под сводов храмов и стало общенародным достоянием. Сейчас бхарат-натьям изучают во многих школах, а также и на дому, при помощи опытных преподавателей. Каждая выдающаяся танцовщица Индии в той или иной мере прошла школу этого танца. А те, кто достиг в нем совершенства, известны не только в Индии, но и за ее пределами. Лучшие исполнительницы выезжают на гастроли в другие страны, чтобы знакомить мир с древнейшей формой индийской танцевальной культуры. О прославленном языке жестов этого танца написаны книги, но тайна его происхождения до сих пор не раскрыта. О нем пишут и говорят, как об "одном из ведущих и наиболее древних стилей классического танца Индии".

Алёнка: Манипури. Манипури, родиной которого является Северо-восточная территория Манипур, стал известен миру сравнительно недавно, в конце Х I Х века. Эту своеобразную танцевальную форму открыл известный индийский поэт, прозаик и публицист Рабиндранат Тагор, когда путешествовал по Индии в поисках мастеров искусств для преподавания в созданном им Университете Вишвабхарати. В отличие от четких, почти резких ритмов бхарат-натьяма и от такой же четкой смены его условных поз и жестов в основе манипури лежит стремление танцовщицы к неуловимо плавным переходам одного положения тела в другое и к волнообразным движениям рук. Кажется, что танец манипури исполняется под водой и давление воды сдерживает и затормаживает каждое движение танцовщиц, мужчины-танцоры, наоборот, быстры и резки в своих движениях.Для исполнителей характерны пышные накрахмаленные юбки цилиндрической формы, лица танцовщиц закрыты вуалями, а эмоции передаются посредством музыки и жестов рук.Для исполнителей характерны пышные накрахмаленные юбки цилиндрической формы, лица танцовщиц закрыты вуалями, а эмоции передаются посредством музыки и жестов рук Это очень изысканный танец.

Алёнка: Катхак. Катхак - форма классического танца Северной и Северо-Западной Индии. Название стиля происходит от слова "катха" - "сказание, легенда". Катхаками в древности называли касту рассказчиков, существовавшую при многих храмах Северной Индии. Они разыгрывали танцевально-драматические спектакли в дни религиозных праздников. Зародившись в древности в храмах, Катхак стал наиболее популярной формой придворного искусства во времена правления мусульман в Индии. Вся мусульманская знать прославилась своей беспредельной любовью к танцевальному искусству, - даже выступая в походы, военачальники брали с собой свои гаремы и своих танцовщиц. Техника катхака отличается обилием поворотов, мягкими пластичными движениями рук. В этом стиле мудры (жесты рук) исполняются очень мягко, лишь намекая на те формы, которые отчетливо видны в других стилях. Катхак не танец, катхак не "танец в себе", танец, далекий от зрителя, подобно бхарат-натьям или манипури, нет, он не существует в отрыве от зрителя, от его реакции на каждое движение, на каждый взор, призывно брошенный из-под покрывала. У всех танцев есть одна объединяющая черта - они сопровождаются самоаккомпанементом - звоном ножных бубенцов. Однако его заметно отличает костюм, так как традиционные южно- и восточно-индийские танцы исполняются чаще всего в несшитой одежде - единственным сшитым элиментом являются коротенькие кофточки, - а исполнители катхака надевают только сшитые вещи: шаровары, широкие недлинные юбки, волнами летящие вокруг бедер во время стремительного кружения, и кофточки. Этот костюм связан с традицей стран Переднего Востока и Средней Азии и резко отличается от вольной, драпирующей тело индийской одежды, состоящей из самых разных сочетаний прямых полос ткани, закрепляемых на теле при помощи шнуров, узлов и поясов. Однако катхак, вобрав в себя много элементов индийского танца, врос в почву Индии и стал неотделим от перечня классических стилей индийского танца. Его тоже широко изучают в стране, танцуют в школах и колледжах, исполняют на концертах, любят, знают, ценят.


Алёнка: Танец небожителей. Кучипуди развивался по пути чистоты и сохранения древнейшего наследия. Богатство и глубина изображения различных чувств в этом стиле являются его главным достоинством. Кучипуди - это форма танцевальной драмы, которая возникла приблизительно за 300 лет до нашей эры. Кучипуди является одним из ярких видов искусства классического танца штата Андхра-Прадеш. Особое место в Кучипуди, гармонично соединившем пение, танец и драматическое представление, занимают сольные танцевальные эпизоды. Свое название стиль получил по имени деревни в самом сердце Андхра-Прадеш, которая была дарована артистам правителем княжества Голконда в 15 веке. Чтобы понять суть индийского танца, необходимо, в первую очередь, помнить, что это танец храмовый – посвященный божеству. Танец в стиле кучипуди – это еще и драматическая постановка. Чтобы передать ее смысл, актер должен выучить язык жестов: мудры и хасты - 28 разнообразных положений для одной руки (Асамьюта хаста) и 34 позиции для двух рук (Самьюта хаста). С их помощью изображаются не только предметы или действия, но и рассказываются целые истории и даже можно точно воспроизвести литературный текст драматургического произведения. Опять же, одних жестов тут не достаточно. Прибавьте еще 7 видов движений бровей, 13 положений головы, 9 разновидностей движений шеи, 9 положений глаз и… 6 движений носом. То есть чуть ли не каждый мимолетный взмах ресниц может выражать глубокие чувства, переживания и эмоции. Сам танец технически сложен в исполнении и требует серьезной подготовки. Действительно, сколько необходимо времени, чтобы все эти отдельные движения, жесты, взгляды могли рассказать поэтическую историю любви или поведать о жизни божества? А ведь самые искусные актеры представляли еще и такой номер. Перед началом выступления сцена посыпается мелом и накрывается полотном. Артист исполняет танец в особо редком ритме (в современной танцевальной практике он не используется). По окончании танца полотно поднимают, и на нем четко видны определенные фигуры или образы божеств, «нарисованные» стопами танцора. Некоторые виртуозы во время танца ставили на голову кувшин с водой или рисом. В древнеиндийской культурной традиции существует определенный канон женской красоты. Его описание встречается в самых различных литературных произведениях, бесспорным авторитетом среди которых является трактат об искусстве любви «Камасутра» (III – IV вв н.э.). Исполнительница танца должна соответствовать этим представлениям об идеальной женщине. Осветленное тоном лицо, густо обведенные глаза, брови правильной «канонической» формы, иссиня-черные завитые локоны волос – такой должна быть красавица, по мнению древних авторов.

Алёнка: Катхакали. Самым популярным искусством Кералы, получившим признание во всем мире, является катхакали. Эта колоритная театральная форма сложилась примерно в 17 веке, когда раджа Коттараккары создал при своем дворе танцевальную труппу, получив отказ от местного князя одолжить свою. Раджа хотел наслаждаться историями из «Рамаяны» и «Махабхараты» не на санскрите, а на «простом», народном языке – это вошло в традицию катхакали и сохранилось до сих пор. Эта танцевальная драма отличается особой сложностью: эмоции персонажей передаются с помощью определенных жестов. Все роли в катхакали, в том числе и женские, исполняют мужчины. Катхакали – это не просто танец, он включает в себя элементы йоги и аюрведы. Обучение артиста-танцора начинается едва ли не в детстве и требует много сил и трудов: физические упражнения, йогические асаны, в том числе - и самые трудные. Раскраска актеров и музыка, сопровождающие представление, – тоже отдельные виды искусства. Раскраска лиц актеров не просто красочна, она несет определенный символический – и весьма глубокий – смысл. У персонажей категории пакка («зеленые»), к примеру, лица зеленого цвета, алые губы, белые бумажные «бороды» (чатти), широкие юбки и высокие головные уборы:это благородные герои, цари и боги, к примеру, Арджуна, Вишну или Индра. У персонажей-катти – высокомерных злодеев - тоже зеленые лица, белые бородки и золотые головные уборы – в знак их благородного происхождения. Однако вместо знака Вишну у них на лбу белая шишка (такая же на носу), а от носа по щекам тянутся красные полосы, похожие на усы. Персонажи кари («черные») – это женщины: у них черные лица, испещренные белыми и красными точками, и они самые гадкие и презираемые персонажи катхакали. Персонажи минукки («сияющие») отличаются минимумом макияжа бОльшей простотой костюмов, что составляет резки контраст по отношению ко всем остальным категориям персонажей катхакали. Они воплощают собой чистоту, смирение и высокую духовность. Лица их раскрашены в теплый желтый цвет, а головы укрыты покрывалом (все актеры в катхакали покрывают головы). Из персонажей это Драупади, Сита и Парвати, а также брамины и мудрецы. Нанесение макияжа на лицо актера – это тоже своего рода представление,занимающее порой более двух часов (во время которых актер спит). Все, что используется для нанесения раскраски, сделано из натуральных ингредиентов: измельченные минералы и сок определенных деревьев используется для получения ярко-зеленого цвета, для париков берется измочаленная и крашенная растительными соками кора, пигменты смешиваются на кокосовом масле. Напоследок актер кладет под веко маленькое семя – чтобы белки глаз стали красными, поскольку в катхакали особое внимание придается движениям и выражению глаз. Репертуар катхакали включает в себя более 100 пьес на сюжеты индийского эпоса. По традиции представления начинаются вскоре после заката и продолжаются всю ночь, до самой зари. Танцорам-актерам обычно аккомпанируют два барабанщика и два певца, размещающихся в глубине сцены, которые стих за стихом поют историю.

Алёнка: Одисси Одисси, классический танец штата Орисса. О нем упоминается в древнейшем индийском трактате о драме и танце «НАТЬЯШАСТРА», датированном 3-4 в. н.э. Это лирический стиль танца, в нем существуют правила телодвижений, совершенно отличные от других видов. Его основным качеством является утонченность, а эстетика стиля строится на тесной связи поэзии и музыки. Примерно в XV веке, во время правления династии Сурья, в Ориссе появилась абхинайя, или драматически выразительный танец. К XVI веку в Ориссе было три вида танцовщиц: махари в храмах, начуни при королевском дворе и готипуа в акхадах (залах), выступавшие перед зрителями. Лишь махари допускались во внутренние священные помещения храма. Их традиция строго соблюдалась, для них существовали жесткие правила поведения и этикета. Они вступали в простой "брак" с божеством, и так начиналось их служение ему. Их ритуальные танцы исполнялись в атмосфере возвышенной набожности. Костюм танцовщицы Одисси составляет практичное и удобное шелковое сари. Возможно, махари носили его иначе, и не исключено, что их одежды украшались разноцветными камнями, но в наше время исполнительницы от этого отказались. Лишь танцовщицы, берегущие традиции, мало что изменяют в своем костюме. Украшения делаются из серебра, хотя, возможно, раньше для этих целей применялось золото. На голове у исполнительницы - украшение матхамани, в ушах - капа, на запястьях - бахuчудu или тайuта, на талии – пояс тонкой работы; на ее щиколотках позванивают колокольчики, нанизанные на один ремешок; а на шее - ожерелье с медальоном, nадака-тuлака. Кроме того, танцовщицы Одисси сооружают себе весьма сложную прическу в форме пучка, украшенного тахuйей, миниатюрным изображением храмовой гоnуры (башни); в волосы вплетаются венки из цветов. Кроме обычного грима, каким пользуются исполнительницы классического танца, танцовщица Одисси наносит на брови чанданом (сандаловой пастой) горачану, линию, идущую по брови до скулы. И наконец красная жидкость, алта, которая наносится на ладони и подошвы. В наши дни исполнительнице Одисси обычно аккомпанируют музыкант, играющий на мардале или пакхавадже, флейтист и певец. Мардала - традиционный барабан, на котором играет гуру, отбивающий болы или произносящий вслух барабанные слоговые формулы. Эффектно используются и манджиры, маленькие медные тарелки. По традиции махари пели сами, но в результате перехода танца на сцену и в большие залы эту задачу взял на себя профессиональный певец. Рисунок танцев в стиле Одисси повторяет скульптурные позы, которые высечены на стенах орисских храмов. Техника смены поз основана на координации трех как бы независимых друг от друга уровней корпуса: ног, тела и головы, каждый из которых выполняет свой пластический рисунок. Иногда танцовщица замирает в позе на несколько секунд и становится похожей на статуэтку. Это очень стилизованные, тонкие и изящные движения, создающие впечатление, что тело танцовщицы постоянно принимает позы, радующие глаз и доставляющие эстетическое наслаждение.

Алёнка: Мохини Аттам История возникновения танцевальной традиции Мохини Аттам (дословно «Танец Чаровницы») уходит корнями в далёкое прошлое Кералы, штата на юго-западе Индии. Его современная форма, исполняемая исключительно женщинами, возникла, однако, не так давно. Репертуар Мохини Аттам, который не обнаруживает никакой связи с храмовой традицией, тем не менее несёт в себе определённый элемент посвящения. Геометрия движений и основная техника Мохини Аттам отображают незабываемые образы природы: листья кокосовой пальмы, колышущиеся на ветру; лодки, раскачивающиеся на волнах и создающие на воде узоры из расходящихся кругов. Кажется, все эти образы объединяются в Мохини Аттам, в плавных круговых движениях туловища, составляющих центральный элемент танца. Гибкость талии, плеч, локтей, запястий. Движение начинается из центра тела и переходит к конечностям, либо, наоборот, начинается с конечностей и переходит к центру. Одновременно с раскачивающимся туловищем, нижняя часть тела находится в позиции полу-плие с вывернутыми в стороны коленями, которые образуют собою скорее квадратную, чем треугольную форму. Движения глаз, хотя и не столь изощрённы, как в Катхакали, достаточно живы. Изящество и благородство подчёркивают снежно-белый костюм с золотой каймой, специально смоделированный наряд, заменивший 9-метровое сари. Изначально, учителями Мохини Аттам были мужчины. Танец, который полностью основывается на чарующей грации в сочетании с виртуозностью ритмических движений, может оказаться сложным для восприятия современной публикой, неспособной долго концентрировать своё внимание. Материалы о танцах взяты с сайта:bollywood.sitecity.ru

Алёнка: О богатстве танцевальных традиций, процветавших более тысячелетия назад, свидетельствуют многочисленные скульптурные изображения, встречающиеся по всей Индии. Благодаря им сегодня мы знаем, что музыка и танцы древней Индии не только служили атрибутами праздника, но и использовались в ритуалах поклонения богам. Постепенно танцевальные стили, характерные для различных регионов страны, приобретали каноническую форму, которая формировалась под влиянием географических, социально-экономических и общественно-политических факторов. В основе концепции танца лежат девять “раса” или эмоций. Это счастье (хасья), печаль (шока), гнев (кродха), сострадание (каруна), отвращение (бхибатса), удивление (адбхута), храбрость (вирам) и спокойствие (шанта). Катхак Своим происхождением этот танец обязан так называемым “рассказчикам” (катхакарис) – кочевникам из Северной Индии, которые устраивали представления в деревнях и на храмовых площадях. В основном, “рассказчики” специализировались на традиционных мифологических и нравоучительных историях. Свои рассказы они сопровождали мимикой и жестами, что в сочетании с инструментальной и вокальной музыкой делало представления более зрелищными. С приходом в Индию моголов катхак стали исполнять при императорском дворе. Благодаря этому из сугубо традиционного искусства катхак превратился в способ развлечения. В танце используются две основные техники, нритья (чистый танец) и абхиная (экспрессия). Типичный костюм танцоров катхак напоминает могольскую миниатюру. В нем участвуют как женщины, так и мужчины. Искусство танца катхак развивалось и совершенствовалось в трех школах-гхаранах городов Лакхнау, Варанаси и Джайпура. Бхаратнатьям Это один из самых древних и наиболее популярных танцев в Индии. “Бхаратха” в переводе означает настроение, “рага” - мелодия, “тала” - ритм, а “натьям” - танец. В этом танце движения, мимика и музыка играют одинаково важную роль. Особого внимания заслуживают костюм танцовщицы. Он состоит из красочного шелка, головного орнаментального украшения, ожерельев и браслетов, длинную складку украшает цветочная гирлянда. Искусство бхаратнатьям передавалось из поколения в поколение в период существования девадаси - системы, при которой женщины служили божествам в качестве танцовщиц и музыкантов и принадлежали храму. Эти необычайно талантливые артисты и их мужчины-гуру (наставники), называемые наттуванар, были единственными хранителями этого искусства вплоть до начала 20 века, когда всплеск интереса к культурному наследию Индии побудил образованную элиту открыть для себя его очарование.

Алёнка: Кучипуди Родиной этого танца является деревушка Кучелапурам, расположенная в штате Андхра Прадеш в южной части Индии. В соответствии с традицией, первоначально кучипуди исполняли только брамины (священники). Кучипуди представляет собой танцевальную драму, обычно именуемую ата бхагаватхам. Техника кучипуди включает в себя быструю ритмичную чечетку и скульптурные движения тела. Стилизованная пантомима, сочетающая жесты и тонкую мимику, используется наряду с реалистичной игрой. Сюжеты танца, главным образом, основаны на священных текстах и мифах, ключевое значение уделяется изображению персонажей. Уникальной особенностью кучипуди является тарангам – танец на медной тарелке со сложными ритмическими движениями, причем иногда на голове исполнитель держит горшочек с водой. Кучипуди исполняется под карнатскую музыку, в создании которой, как правило, участвуют мридангам, флейта и скрипка. Катхакали Катхакали – традиционный танец Кералы и один из старейших театров в мире, сочетающий танец и драму. Как правило, сюжет катхакали основывается на эпосах “Рамаяна” и “Махабхарата”. Важную роль в катхакали играют мимика и жесты наряду с традиционным гримом и костюмами. Существует пять типов грима: пача, катхи, тхади, кари и минукку. Движения тела и ног строго определены. Танец исполняется под аккомпанемент барабана-ченда и маддала – инструмента с более мягким звучанием. Мохиниаттам Полуклассический танец Кералы, мохиниаттам по сути является сольным танцем, который исполняют исключительно женщины. Фактически, слово “мохини” означает “девушка”, похищающая сердце зрителя. Танец служит для выражения любви и преданности Богу. Героями этого танца, как правило, являются Бог Вишну или Кришна. Движения танцовщицы грациозны. Её костюм в основном состоит из белого сари и блузки. Мохиниаттам исполняется под классическую карнатскую музыку. Одисси Одисси – традиционный танец штата Орисса. Первоначально он имел чисто религиозное значение и исполнялся в храмах храмовыми танцовщицами – махари. Мягкий и лиричный, танец посвящен любви и страсти. Одисси основан на популярном почитании Бога Кришны и стихах пьесы на санскрите “Гита Говинда”, он выражает любовь и поклонение Богу. Красочные костюмы и серебряные украшения – атрибуты танцовщиц одисси. Одисси сочетает в себе чистый танец, экспрессивный танец и актерскую игру

Алёнка: Манипури Манипури – национальный танец штата Манипур – считается одним из самых красивых танцевальных стилей Индии. Предшественником манипури считается лаи хароба - ритуальный танец, символизирующий сотворение мира. Однако в то время как последний остается живой традицией, манипури приобрел известность и популярность как групповой и сольный танец. Обычно, сюжет манипури основывается на “Рас Лила”, в которой изображен космический танец Бога Кришны и пастушек. Длинные юбки танцовщиц украшают великолепные вышивки, от талии расходятся прозрачные складки. Все это вместе с костюмом Кришны, частью которого является высокая корона из петушиных перьев, придает танцу колорит. По мере танца темп ускоряется, и исполнители кружатся все быстрее и быстрее. Чхау Популярный в Ориссе, Бихаре и Западной Бенгалии, этот танцевальный стиль использует маску, обозначающую доминирующую расу, в то время как язык тела помогает создавать настроения. Существует три школы чхау: Серайкелла, штат Бихар; Маюрбхандж, Орисса и Пурулия, штат Западная Бенгалия. Все три танцевальных стиля, прежде всего, объединяет их воинственное содержание. Единственное, что отличает их друг от друга это костюмы и грим. Во всех трех школах танец исполняют мужчины. Характерно, что в школе Маюрбхандж маски не используются. Сюжеты спектаклей основаны на мифологии, сценах из повседневной жизни, природе или просто настроении или эмоции. Однако, например, в школе Пурулия присутствует одна единственная тема – это победа добра над злом. Музыкальный аккомпанемент к танцу чхау создается с помощью барабана нагада, цилиндрического барабана дхол и тростниковых дудочек шехнаи. Танцевальные па определяются барабанным ритмом, и любому изменению темпа предшествует катан – ритмический рисунок, исполняемый последовательно три раза. В танце участвуют мальчики и мужчины, продолжительность одной сцены – не более 7-10 минут, так как танцевать с надетой маской не просто. Исключением здесь является лишь чхау школы Пурулия, где сцена может длиться до 40 минут, а представление идти всю ночь.

Алёнка: НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ ИНДИИ Постичь индийскую культуру и традиции во всем их многообразии можно с помощью народного искусства. В частности, народные танцы разных регионов чрезвычайно отличаются друг от друга. Они более популярны в Индии по сравнению с классическими, будучи более простыми для восприятия и исполнения. Индийский народный танец можно назвать простым, однако в этой простоте сокрыта глубокая концепция и прямота выражения, что чрезвычайно важно в художественном выражении. Народные танцы замечательны своей захватывающей живостью и красноречивой легкостью. Почти в каждой деревне есть свои характерные народные танцы, которые исполняются по любому случаю, например, в связи с рождением ребенка, сменой времен года, свадьбами и праздниками. Часто во время танца исполнители поют под инструментальный аккомпанемент. Костюмы различных танцев отличаются между собой. Большая их часть богато украшена драгоценностями. Драмы, которые устраиваются по крупным праздникам, идут всю ночь и чрезвычайно популярны во всей Индии. Глубже понять жизнь и дух простых людей можно, совершив путешествие в разные уголки страны.

Алёнка: ТАНЦЫ СЕВЕРНОЙ ИНДИИ Думхал Этот танец, исполняемый мужчинами, распространен в кашмирском племени Ваттал. Костюмы танцоров представляют собой длинные цветные балахоны и высокие конусообразные шляпы, украшенные бисером и морскими ракушками. Вначале танцоры появляются несущими знамя в церемониальной процессии. В определенный момент знамя втыкают в землю, и мужчины, собравшись в круг, начинают свой танец. Музыкальный аккомпанемент состоит из барабанного ритма и пения танцоров. Роуф Этот танец посвящен мистической поэзии и исполняется в Кашмире весной. Участники встают в два ряда напротив друг, положив руки на плечи стоящим сбоку. Образовавшиеся таким образом ряды плавно двигаются то навстречу, то в противоположную друг от друга сторону. Танец также связан с хоровым пением чакри. Танцы лам Танцы лам это праздничные танцы в масках, исполняемые в монастырях штата Джамму и Кашмир, Сиккима, Химачал Прадеша и других районов, включая пояс Гималаев. Они отличаются медленными движениями. Танцоры в масках изображают божественную, человеческую и животную жизнь, а также технику боевого искусства. Каждый танец лам уникален, однако, характер движений в танцах общий для всех. Панги Танцы панги, распространенные в штате Химачал Прадеш, обычно начинаются с одновременного выхода на сцену группы мужчин и группы женщин, которые выстраиваются в два ряда. Танцоры двигаются по часовой стрелке, выписывая полуконцентрические круги. После этого все объединяются в один большой круг и двигаются по часовой стрелке. Затем группы снова разбиваются на два круга, причем мужчины двигаются по часовой стрелке, а женщины – против часовой. Руки танцоров сплетены на уровне талии в причудливом узоре. Лосар шона чуксам Этот функциональный танец, характерный для района Киннаур штата Химачал Прадеш, включает в себя пантомиму и другие элементы, имеющие абстрактное значение. Медленные движения и приседания – главные особенности этого танца. Его исполняют в апреле-мае. Танцоры изображают сеяние и жатву ячменя и пхапхара – местного зерна.

Алёнка: Бхангра Этот энергичный танец является самым важным танцем Пенджаба. Его исполняют мужчины во время праздника байсакхи. В аккомпанементе участвует барабаны – дхолак. Обычно барабанщик занимает место в центре танцевального круга. Рас Танец исполняется во время праздника Дуссехра в районе Кулу, штат Химачал Прадеш. В отличие от традиционного рас, этот танец повествует о человеческой любви. Позиции танца включают цепочки и концентрические круги. Гидда Древний танец штата Пенджаб гидда отличается простыми грациозными движениями. Его исполняют женщины. Сначала они образуют круг, который затем разбивается на два полукруга и группы из 4-6 человек. Дхамьял Ведущий танец Харьяны дхамьял также известен как дупх, что значит круглый барабан, на котором искусно играют танцоры. В танце могут участвовать как одни мужчины, так и представители обоих полов. Дупх В этом танце Харьяны исполнитель выходит на танцевальную площадку с барабаном-дупх в руках. Он начинает медленно танцевать под барабанный аккомпанемент. Вокруг собираются другие танцоры, и темп танца ускоряется. Танцевальные движения центрального танцора ограничены, так как ему приходится непрерывно играть на большом дупх. Лахур Этот харьянский танец исполняют женщины, как правило, весной, когда работы в полях уже закончены. Часто танец сопровождается остроумными диалогами в форме “вопрос-ответ”, которые исполняются нараспев. Дхуранг Этот танец, характерный для Уттар Прадеша, связан с погребальной церемонией. Он символизирует освобождение души умершего от злых духов. Танцоры образуют круг, в руках они держат мечи. Дхуранг по своим движениям напоминает охотничьи танцы племен нагов, населяющих восточные границы Индии. Мали Раджастханский танец мали исполняют женщины в канун свадьбы, приветствуя жениха и его друзей, отмечающих мальчишник. Лица танцовщиц закрыты накидками, на головах у них медные горшки с горящими фитилями, которые танцовщицы ловко удерживают, приседая и подпрыгивая во время танца. Танец заканчивается, когда огонь в горшках догорает. Тера тали В исполнении этого раджастханского танца участвуют две-три женщины. Лица их скрывают накидки, а между зубов зажат меч, на головах – раскрашенные горшки. Во время танца танцовщицы играют на небольших цимбалах – манджирах.

Алёнка: ТАНЦЫ ВОСТОЧНОЙ ИНДИИ Нага У каждого племени нагов своя отличительная манера исполнения этого танца. Наги населяют штаты Манипур, Трипуру, Нагаленд, Мизорам, Аруначал Прадеш, Мегхалаю и Ассам. Для этого танца характерны прямой корпус и ноги, не согнутые в коленях. В начале танца присутствует атмосфера строгости, которая затем сменяется энергичным экстатическим настроением. Движения в танцах нагов - одни из самых сложных среди народностей Индии. Танцевальные позиции зависят от социальной организации племени. Например, весь танец ведет один танцор в племенах, где правит вождь, в то время как групповые танцы характерны для тех племен, в которых управляющая роль принадлежит совету. Хазагири Танец трипурских риангов, хазагири это своеобразная молитва о хорошем урожае, адресованная богине Хазагири, которая является ипостасью Лакшми – богини богатства в индуизме. Церемонии начинаются с поклонения девяти богам и достигают высшего накала с вознесением молитв богине Хазагири. Вначале женщины танцуют медленно (часто с горшками на головах), позже к ним присоединяются мужчины. К концу темп ускоряется, и завершается танец на экстатической ноте.

Алёнка: Бамбуковый танец Самый яркий танец народа штата Мизорам называется чероу. В танце используются длинные бамбуковые палки, именно отсюда его название – “бамбуковый танец”. Он требует мастерства и ловкости. Нонгкрем Этот мегхалайский танец исполняется осенью в культурном центре Смит, расположенном на Кхаси Хилз. Он посвящен празднованию эволюции племени кхаси. Биху Самый популярный народный танец Ассама биху исполняется во время праздника, отмечающегося в середине апреля после сбора урожая на протяжении почти месяца. В танце участвуют юноши и девушки, которые танцуют, разбившись на мужскую и женскую группы под аккомпанемент барабанов и дудочек. Тханг-та Правители Манипура всегда поощряли боевые искусства. В свою очередь последние способствовали развитию видов военного спорта, которые позднее находили применение в танцах. Одним из самых захватывающих танцев является тханг-та, исполняемый юношами с мечами и щитами. Для аккомпанемента используется барабан. Карма (мунда) Название этого традиционного танца штата Бихар происходит от дерева карма, символизирующего благосостояние и удачу. Церемония начинается с посадки деревьев. Танцоры и танцовщицы окружают дерево и танцуют, обхватив друг друга за талии. Понунг Распространенный среди народа адис в штате Аруначал Прадеш танец понунг был возведен почти в ранг искусства. В основном он предназначен для развлечения и отдыха. Танец исполняют группы девушек, двигающиеся в совершенный ритмический унисон. Похожие групповые танцы в цветастых костюмах исполняют и народности ниши и тагин, населяющие районы Верхнего и Нижнего Субансири. Брита или врита Один из самых важных народных танцев Бенгалии, который исполняют бесплодные бенгальские женщины. Это своеобразная молитва о беременности. Весьма часто танец исполняется после излечения от инфекционной болезни. Хурка баул Этот западно-бенгальский танец исполняется в период культивирования риса и кукурузы в полях. Название танца происходит от слова хурка, означающего “барабан” – единственный музыкальный инструмент, используемый в аккомпанементе, – и баул, что значит “песня”. После ритуалов наступает очередь танца. В то время как певец повествует о битве и героизме, танцоры выходят с противоположных сторон и представляют историю на языке движений.



полная версия страницы